Поэт - романтик (к 240 -летию Василия Жуковского)

Василию Андреевичу Жуковскому - поэту, переводчику, критику, педагогу  9 февраля исполняется 240 лет со дня рождения. Судьба была к нему благосклонна: она наделила его приятной внешностью, добротой, благодушием, чуткостью и литературным талантом. По большому счету,  его любили и при дворе, и в тесном домашнем кругу, и в писательской среде. Жуковский оставил о себе прекрасные воспоминания. Между тем, в его жизни было много грустных событий, которые могли  испортить характер, озлобить и просто замкнуться в себе.

Василий  Жуковский, сын  богатого помещика Афанасия Бунина, родился в с. Мишенское Тульской губернии. Его мать, Сальха, была пленной турчанкой, муж которой убили  во время осады крепости Бендеры. Ее привезли в имение как трофей. Юность и красота девушки пленили  хозяина поместья.  В 1783 году родился мальчик, которому дали фамилию и отчество обедневшего дворянина и приятеля  Бунина -  Андрея Жуковского.

Очень часто незаконнорожденные дети испытывают унижения. Но тут был другой случай. Законная жена Афанасия не чаяла души в хорошеньком мальчике. Она потеряла сына и очень тосковала. Василий возродил ее к жизни.

А что же законная мать? Ее благодарности не было предела. Она полюбила хозяйку поместья всем сердцем и была ей предана до гроба в буквальном смысле. Не прожила долго после смерти своей госпожи.

Мало кто знает, что Жуковский с малолетства был зачислен на фиктивную военную службу , произведен в прапорщики, что дало ему право на дворянство.

Своему литературному дарованию  Жуковский обязан директору  Благородного пансиона при Московском университете И. Тургеневу и его сыновьям. Отныне он будет  верен литературе не только русской, но и мировой. За всю свою жизнь поэт  переведет огромное количество замечательных произведений:  Гете «Страдания юного Вертера»;  поэму Байрона «Шильонский узник», трагедию Шиллера «Орлеанская дева». «Одиссею» Гомера, отрывки из «Илиады» и  «Энеиды».

Он напишет множество сказок: «Сказка о царе Берендее»; «Спящая красавица»; «Война мышей и лягушек» и др.

Баллады Василия Жуковского были в большой моде. Особенно все зачитывались «Людмилой» и «Светланой».

Во время 1812 года 29 летний Жуковский в чине поручика вступил в Московское ополчение. Под сильным впечатлением он написал оду «Певец во стане русских воинов», которую напечатали  в журнале «Вестник Европы».

Талантливого поэта, знающего мировую литературу, пригласили ко двору. Сначала  на должность чтеца  для вдовы  Павла 1 -Марии Федоровны; затем он преподавал русский язык немецкой  принцессе, будущей жене Николая Первого,  а потом занимался воспитанием и образованием  наследника престола, будущего императора Александра  Второго.  В его свите он много путешествовал по Германии, Швейцарии, Австрии.

Не обошла  Жуковского и большая любовь, которую тот испытал к Марии Протасовой. И хоть любовь была взаимной, судьбы их не переплелись. Они были в родстве, и мать Маши наотрез отказалась выдать дочь влюбленному юноше.

Так они и проживут врозь, оставшись верными друг другу, в браке с нелюбимыми. Мария покинет этот мир в возрасте 30 лет, родив мертвого мальчика.  Жуковский женится в возрасте 60 лет на юной  дочери своего друга, в надежде, что она хоть чем - то напомнит ему Машеньку. Однолюб, человек высокой духовности, он сможет только ее терпеть и страдать по другой.

Благодаря влиянию при дворе  поэт помог смягчению участи сосланного Пушкина, выкупу из крепостной неволи Шевченко, освобождению из ссылки Герцена, облегчению судьбы декабристов.

Выйдя в отставку,   Жуковский продолжит литературную   работу.  Он проживет 69 лет.  Умрет вдали от родины , в Баден - Бадене. Прах поэта  перевезут  в Петербург и похоронят  на кладбище Александро-Невской лавре рядом с Карамзиным.

Гений романтизма посвятит своей незабвенной любви  поэтические страницы:

Мой друг, хранитель-ангел мой,
О ты, с которой нет сравненья,
Люблю тебя, дышу тобой;
Но где для страсти выраженья?
Во всех природы красотах
Твой образ милый я встречаю;
Прелестных вижу — в их чертах
Одну тебя воображаю.

Она оставит письма, полные любви и надрыва: "Ангел мой Жуковский!  Где же ты?  Все сердце по тебе изныло. Ах, друг милый!  Неужели ты не отгадываешь моего мученья?  Бог знает, что бы дала за то, чтоб видеть одно слово, написанное твоей рукой, или знать, что ты не страдаешь. Ты мое первое счастье на свете….   Ах, не обрекай меня!  Это естественно, бояться до глупости, когда любишь так, как люблю тебя я. ..Ах, боже!  Дай мне моего Жуковского!»

Л.И.Ротнер
Главный библиотекарь читального зала 

Добавить комментарий
Внимание: все комментарии перед публикацией на сайте проходят предварительную модерацию.