История просвещения на Нижнем Амуре

Политика правительства в области просвещения среди нерусских народов России была тесно связана с христианизацией этих народов. В 1860-1870-е гг. профессор Казанской духовной академии Н.И. Ильминский разработал систему просвещения мусульман и «инородцев-язычников». В основу этой системы была положена мысль о необходимости непосредственного воздействия русской культуры и христианства на каждую народность отдельно, как бы мала она ни была. Для этого необходимо было вести проповедь христианства на родном языке, по книгам, напечатанным русскими буквами. Учителями должны были стать священник или учителя, вышедшие из того же народа.

Епископ Иннокентий

Миссионерская деятельность православной церкви на дальневосточной окраине России в середине XIX в. связана с именем епископа Иннокентия (Вениаминова). В 1858 году вместе с Н. Н. Муравьёвым отправился по Амуру для переговоров с китайскими послами о границе между государствами, в результате которых в мае в городе Айгуне был заключён новый мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешёл к Российской империи. С подписанием Айгунского договора (1858 г.) начинается миссионерская деятельность Иннокентия на Амуре, Уссури и Горюне по устройству церквей, организации духовенства. Иннокентий, уже 60-летний старик, совершает переезды из Благовещенска по Амуру в Николаевск, отсюда к Камчатке и о. Ситхе, оттуда в Охотск, Гижигу и Якутск. Он сам выбирал место в устьях реки Горюна для организации стана Туземной Духовной Миссии. В стойбище Кондон он мечтал построить церковь, открыть школу с ремесленным классом. Но воплотить эту мечту в реальность он не успел. В 1868 г., по мысли покойного митрополита Филарета, по воле Государя Александра II и по решению Святейшего Синода Иннокентий получил назначение на Московскую митрополичью кафедру. Умер митрополит Иннокентий 31 марта 1879 г.

Организация миссий на Дальнем Востоке была сопряжена с трудностями объективного характера. Малочисленное коренное население была разбросано на огромных пространствах. При отсутствии коммуникаций попасть в стойбища аборигенов было весьма непростой задачей.

Священник Афанасий Протодиаконов

В 1858 г. по инициативе владыки Иннокентия была создана Горинская туземная Духовная миссия. Ее первым начальником стал священник Афанасий Протодиаконов. Его сподвижниками (а впоследствии – преемниками) стали его родственники-однофамильцы: священники Михаил, Александр и Прокопий .

Школа, организованная А.М. Протодиаконовым при миссии на озере Болонь, в течение 1870-х гг. была едва ли не единственной на Амуре. В 1878 г. в ней обучалось 6 мальчиков и 3 девочки. Открытие второй миссионерской школы на Нижнем Амуре было также связано с именем Александра Протодиаконова.

Протоиерей Александр Протодиаконов, на памяти которого прошла колонизаторская деятельность в Приамурском крае графа Н. Н. Муравьева-Амурского и просветительная - преосвященного

Иннокентия Вениаминова, происходил из мещан Иркутской губернии. Родился он 22 октября 1837 г., образование получил в Якутском уездном училище, а в 1864 г. о. Протодиаконов был рукоположен в священники и назначен миссионером гольдского (нанайского) народа по низовьям р. Амур, должности которой пробыл два года.

Просвещая амурских аборигенов, о. Протодиаконов изучил язык нивхов, негидальцев, нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, находящихся в его пасторском попечении. 

Причем о. Александр не ограничился одним умением говорить с амурскими народами на их родном языке, приступил к составлению "Туземного словаря" и "Грамматики гольдского языка". За эту книгу амурский миссионер был награжден серебряной медалью, а за издание работы  "Миссионерская деятельность в Амуро-Горинском стане" - золотой медалью Императорского Русского Географического общества.

Прославился своими делами миссионер Горинской Духовной Миссии Прокопий Протодиаконов. В селе Горинском при школе он открыл интернат, где в 1891 г. обучалось пять одаренных мальчиков из нанайских стойбищ. Прокопий вел обучение детей на их родном языке. Он составил словари - "Русско-гольдский" и "Русско-инородческий" и перевел на нанайский язык "Чтение об оглашенных", "Чтение Великого Мамая", "Просительские чтения Евангелия" и другие церковные книги. Появление переводов Прокопия Протодиаконова на нанайский язык дало возможность многим учителям миссионерских школ Приамурья преподавать на русском и нанайском языках. Из числа нанайцев он воспитал будущих священников. В их числе были Муска Самар (один из первых директоров школы в с.Булава Ульского района, которая в октябре 2014 г отметила 90-летие), Хангени Самар, Тумали, Оненко. Эти миссионеры многие годы добросовестно трудились на ниве духовного просвещения.

«Замечательные миссионеры края Афанасий, Михаил и Александр Протодиаконовы, — писал первый губернатор Приморской области контр-адмирал П. В. Казакевич в 1867 г.,— приложили много сил и энергии по распространению и утверждению христианства и цивилизации в среде инородцев... Их деяниями во многих амурских селах и стойбищах были построены и открыты часовни, а затем и церкви». Помимо проповеди Евангелия и строительства храмов, православные миссионеры также создавали школы для аборигенов, учили их ремёслам, оказывали им медицинскую помощь. Последняя обычно выражалась в раздаче лекарств из специальной аптечки и в оспопрививании .

Священник Гавриил Вениаминов

В 1851 г. служил священником в Николаевске Гавриил Вениаминов – сын владыки Иннокентия. Первые шаги нивхов к Православию связаны с очень интересной историей. Как поведал святитель Иннокентий (Вениаминов) в письме обер-прокурору, в конце августа 1851 г. с устья Амура в Аян прибыли на борту корвета «трое почётных гиляков», чтобы «видеть русские юрты» (сам владыка в это время находился там же). Один из них, только сойдя на берег, сразу же спросил начальника порта о возможности принять крещение. Двое других поначалу такого желания не высказывали. До тех пор, пока не зашли в аянский храм и не увидели православное богослужение. Они были им так поражены, что уже все втроём стали настойчиво просить святителя окрестить их. Но он посоветовал им пока что возвратиться домой, на Амур, и там хорошенько обдумать своё решение. Также владыка Иннокентий пообещал, что через некоторое время пошлёт к ним своего сына – священника Гавриила Вениаминова, который и окрестит их, ежели они сохранят таковое желание.

Нивхи ответили, что будут очень рады этому, что будут любить о. Гавриила, и что если он будет жить у них, то многие станут креститься . Так впоследствии и случилось.

Церковь в Николаевске 1912г.

В этой истории видна удивительная параллель с событиями, предшествовавшими Крещению Руси. Великий князь Владимир отправил своих послов в разные страны, чтобы они ознакомились с различными религиями. Посетив столицу Византии – Константинополь, княжеские посланцы побывали на православном богослужении в храме Святой Софии. И были настолько поражены увиденным, что потом говорили: «мы не знали, где были: на земле или на небе». И их слова сильно повлияли на выбор равноапостольного Владимира.

нивх Позвейн

У отца Гавриила не сразу получилось отправиться на Амур, а стремление гиляков принять Православие не ослабевало. И тогда, по сообщению Н.В. Буссе, их крестил мирянским чином Г.И. Невельской, находившийся в то время со своей экспедицией близ амурского устья – на Петровской косе (отделяющей залив Счастья от Охотского моря). Так поступить ему посоветовал владыка Иннокентий. Немного позже Таинство Крещения было завершено приехавшим на Петровскую косу священником Гавриилом Вениаминовым, который помазал новокрещённых святым Миром . Первых нивхов-христиан было четверо, и среди них был знаменитый Позвейн – удивительная и яркая личность, проводник и переводчик Г. И. Невельского, впоследствии помогавший также академику Л. И. Шренку, К. И. Максимовичу и другим исследователям Дальнего Востока.

В 1859 г. специально для гиляцких (нивхских) мальчиков была открыта миссионерская школа в селе Больше-Михайловское на Нижнем Амуре. В 1885 г. учеников мальчиков было 9-10, девочек 7-8. В 1889 г. в школе обучалось 14 русских и 7 гиляцких мальчиков. Всего в 1894 г. число миссионерских училищ в низовьях Амура возросло до 8, а число учеников до 79. В 1899 г. в Гиляцком отделе Амурской миссии действовало 11 миссионерских станов и 6 школ .

История миссионерского просвещения помнит одну из драматических страниц. В 1846 г., почти десятилетием раньше православной миссии, на берегах Нижнего Амура, у селения Вайта (видимо, Вайда) был убит католический миссионер, француз отец де-ля Брюньер, прибывший из Манчжурии (Отец де-ля Брюньер был коадьютором Ляодунского викария. Его попытки обратить нивхов в веру Божью не увенчались успехом. Из рассказа Позвейна, проводника Невельского, осталась неясной истинная причина этой трагедии. Примеру Позвейна и других трёх «почётных гиляков» последовало немало их соплеменников. По свидетельству святителя Иннокентия, в 1856 г. паства его сына священника Гавриила, служившего в то время уже в Николаевске, состояла преимущественно из нивхов.

Современный иркутский историк миссионерской деятельности православной церкви в Сибири Л.Н. Харченко считает, что «бесспорным достоинством миссионерских школ можно назвать их несомненную пользу на ниве народного образования в начальный период его становления». Далее она пишет: «Часто являясь единственными учебными заведениями в отдаленных местностях, они выполняли роль культурных центров, давая возможность получить не только основы грамотности, но и необходимые сведения по медицине, гигиене, сельскому хозяйству и т. п.»

Построение нового социалистического государства вызвало потребность в кадрах специалистов для экономической и социальной сфер жизни. В 1924 г. при Президиуме ВЦИК был создан Комитет содействия народностям северных окраин, который стал заниматься проблемами коренных народов СССР.

К. Я. Лукс

В 1926 г. при Далькрайисполкоме учрежден Дальневосточный Комитет Севера под руководством выдающегося организатора и ученого К. Я. Лукса. Вершина его карьеры – назначение в 1929 г. ректором Ленинградского института народов Севера. Благодаря деятельности Лукса была организована научно-исследовательская ассоциация института, занимавшаяся разработкой систем письменности и алфавитов для шестнадцати народностей Севера и созданием первых книг на этих языках. В ассоциацию вошли педагоги высокого уровня, знатоки языков народов Севера и, конечно же, представители коренных народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока. Первые книги на четырнадцати языках вышли в свет в 1931–1932 гг. Начальником «Большого Комитета» называли его обитатели Приамурья, Чукотки и Камчатки.

После установления Советской власти началась ликвидация неграмотности. Уровень грамотности аборигенов к этому времени составлял всего 3% . Открывались школы, передвижные учебные пункты. При организации учебы учитывались особенности жизнедеятельности населения. В принятом постановлении ЦК ВКП (б) от 25 июля 1935 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении» предписывалось провести всеобуч на Крайнем Севере не позднее 1934 г., а для районов с кочевым населением к 1935 году. В 1934 г. общая грамотность коренного населения составила 25 %, а нанайцев – 50 %.

О том же времени в лимане Амура и на Сахалине пишет ученый-нивх Ч. М. Таксами: "С созданием нивхской письменности, изданием учебников и газеты, с подготовкой кадров по ликвидации неграмотности работа по просвещению взрослого населения развернулась с особой силой. Почти в каждом нивхском селе были организованы ликбезы. Сюда приходила в основном молодежь, а также взрослые и даже старики. Обучение велось на нивхском языке. Основной целью этих кружков была ликвидация неграмотности, но в действительности они превратились в своеобразные пункты политико-просветительской работы, так как в этих кружках проводили читку книг, научно-популярных брошюр, газет, читались лекции... Сегодня мы с особой силой чувствуем, какую большую роль сыграли в то время эти небольшие ячейки, куда стремились люди, чтобы овладеть хотя бы элементарной грамотой, узнать что-нибудь новое, расширить свой кругозор, свои понятия".

Ликбезы – это уникальное явление в мировой практике: за короткий срок сделать страну грамотной и самой читающей. Если в конце 1920-х годов общее количество школ (начальных) для народов Севера было чуть более 100, то к 1931/1932 году оно составляло уже около 300, а ещё через пять лет увеличилось до 550, число учащихся в них приближалось к 10 тысячам человек. Благодаря этим усилиям уровень неграмотности коренных малочисленных северных народностей удалось снизить с 90% в 1926 году до 30% к концу 1930-х годов.

Институт народов Севера Студенты Института народов СевераБольшую роль в этом сыграли высшие учебные заведения, созданные для подготовки национальных кадров – Институт народов Севера, открытый в 1926 г. в Ленинграде, отделение народов Севера при Хабаровском педагогическом институте, открытое в 1934 г., Николаевское-на Амуре педагогическое училище, созданное в 1924 г. при содействии Я.К.Лукса.

Николаевский район является местом компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Основу коренных жителей района составляют нивхи. Местами их компактного проживания являются села Алеевка, Власьево, Макаровка, Орель-Чля, Тнейвах, посёлок Пуир. В 2006 году в данный перечень внесено и село Иннокентьевка. Сегодня среди этнокультурных проблем в центре общественного внимания нивхов стоит, безусловно, проблема родного языка. Наличие двух диалектов в нивхском языке, носители которых далеко не всегда понимают друг друга, отрицательно сказалось на преподавании языка в нивхских школах. Письменность, созданная в 30-е г. на основе амурского диалекта, не использовалась на Сахалине. Для восточно-сахалинского диалекта она была создана лишь в 1979 году, что повлекло за собой и частичную реформу письменности на амурском диалекте. В начале 80-х гг. на обоих диалектах были выпущен букварь, автором которого является

Пухта М.Н. с учениками

ПУХТА М.Н. - учитель – методист, знаток амурского диалекта нивхского языка. Родилась в селении Кальма Тахтинского (Ульчского) района. Окончила учительский институт, преподавала русский язык и литературу в родном селении, заочно училась на филологическом факультете Хабаровского педагогического института. С 1978 г. работает научным сотрудником в институте национальных проблем. Вместе с другими авторами выпустила Букварь (1982 г.) для подготовительного класса на амурском диалекте, русско-нивхский разговорник (2001 г.) и другие учебные пособия и программы на нивхском языке.

А.М.Вингун - соавтор этого же букваря. В 2001 году А.М.Вингун разработала учебное пособие "Национальная культура нивхов", которое является хорошим подспорьем для всех, кто неравнодушен к культуре аборигенного населения.

Сегодня нивхский язык преподается в начальных классах в национальных поселках, однако обучением охвачено пока только 27 % нивхских школьников. Преподавателей нивхского языка готовят в педагогическом училище Николаевска- на- Амуре, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Все это, однако, не может кардинально изменить ситуацию. Молодежь родного языка не знает вообще, на нем говорит лишь старшее поколение. Однако, задача сохранения и развития языка и культуры по-прежнему остается актуальной. Все силы были отданы этому благородному делу людьми, которых знает весь мир и которыми гордится нивхский народ. Это:

А. М. Вингун

ОТАИНА Г.А. - кандидат филологических наук. Родилась в с. Маго Николаевского района. Окончила Николаевское-на-Амуре педучилище, затем Ленинградский педагогический институт. Работала в школах Дальнего Востока, с 1958 по 1963 гг. в Николаевском-на-Амуре педагогическом училище. С 1963 г. аспирант Ленинградского отделения института языкознания АН СССР. С 1968 г. работала в лаборатории этнографии ДВНЦ АН СССР, затем в секторе этнографии и филологии института истории ДВО.

Таксами Ч. М.

ТАКСАМИ ЧУНЕР МИХАЙЛОВИЧ - доктор исторических наук.

Родился 23 февраля 1931 г. в с. Кальма Тахтинского района Хабаровского края в семье рыболовов. В 1950 г. закончил школу № 5 при Хабаровском педагогическом институте. В 1955 г. закончил исторический факультет Ленинградского университета по специальности “история СССР”, был зачислен на временную работу в Институт этнографии им. Миклухо-Маклая АН СССР и поступил в аспирантуру Института. Его научным руководителем был известный отечественный ученый профессор Л. П. Потапов. В ноябре 1958 г. зачислен на должность младшего научного сотрудника отдела Сибири. В 1960 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме “Жилые и хозяйственные постройки нивхов Амура и Амурского лимана”. В марте 1967 г. Ч. М. Таксами избирается на должность старшего научного сотрудника, а в конце 1978 г. становится заведующим сектором этнографии Сибири. В 1977 г. он защищает докторскую диссертацию по теме “Нивхи. Проблемы хозяйства, общественного строя и этнической истории (середина XIX-начало XX вв.)”.

С 1995 г. по 1998 г. Ч. М. Таксами является заместителем директора по научной работе Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. В период с 1998 по 2000 гг. он был в должность директора Музея. Чунер Михайлович опубликовал более 250 работ – монографий, статей, учебных пособий, был ответственным редактором монографий и сборников, вышедших в России, Германии, Франции, США, Финляндии, Венгрии, Чехословакии и др. Ч. М. Таксами является председателем Экспертного Совета по проблемам малочисленных народов Севера при комитете по проблемам Севера Государственной Думы Российской Федерации, членом правления Союза оленеводов России, экспертом Совета Северных Стран, членом Ученого совета МАЭ РАН, членом диссертационного совета исторического факультета СПбГУ, председателем отделения топонимики РГО, членом Евразийского общества Университета Чибо (Япония) и т. д.

Ч. М. Таксами читает курсы лекций на историческом факультете СПбГУ, РГПУ им Герцена и др. Ч. М. Таксами активно участвует в подготовке научных кадров, прежде всего их числа малочисленных народов Сибири. Под его руководством и при его консультациях защищено несколько кандидатских и докторских диссертаций. Он является организатором и руководителем международных творческих связей и проектов МАЭ РАН.

Санги В. М.

САНГИ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ – первый нивхский писатель. Родился 18 марта 1935 года в стойбище Набиль (теперь посёлок Сахалинской области). Окончил ЛГПИ имени А. И. Герцена (1959). Член СП СССР с 1962 года. В 1965 году окончил Высшие литературные курсы. В 1967 году вступил в КПСС. С середины 60-х жил в Москве, с 1975 года был секретарём правления СП РСФСР. После перестройки переехал на Сахалин, в 1993 году избран вождём рода Кет Восточнобережного Сахалина и бассейна реки Тыми. Член Международной Лиги защиты прав и свобод человека при Экономическом и Социальном Совете ООН.   Владимир Санги — основатель нивхской литературы, создатель нивхского алфавита (введен в действие правительством России 29.06.1979 г.), автор правил нивхской орфографии, нивхского букваря, учебника нивхского языка, учебников для нивхских школ, книг для чтения на нивхском языке, издатель русских классиков в переводе на нивхский язык. В его творчестве видна сохранённая в мифах связь человека с природой, с миром животных и с духовными силами, которые определяют материальное бытие.

Ангина С.В.,
преподаватель высшей категории
филологических дисциплин Николаевского-на-Амуре
педагогического колледжа КМНС

Добавить комментарий
Внимание: все комментарии перед публикацией на сайте проходят предварительную модерацию.