Ерофей Хабаров: человек, чьим именем назван наш край

Сегодня мы мало знаем о людях, благодаря которым приамурские земли  вошли в состав России. К ним относится Ерофей Павлович Хабаров, великий русский землепроходец, 410-летие которого мы отмечаем в этом году.

Именно таким людям, как Е.П.Хабаров, посвящено старинное стихотворение:

"...Из века в век

Шел крепкий русский человек

 На дальний север и восток

Неудержимо, как поток."

Это было более 370 лет назад. В 1649г. отважный вологодский купец Ерофей Хабаров во главе отряда смелых и толковых служивых людей, идя на восток через  Сибирь и Якутию, вышел к берегам Амура. Может быть, он тоже поднимался на  знаменитый амурский утес, который ныне является достопримечательностью Хабаровска, чтобы окинуть изумленным взором просторы никем не заселенных земель и неоглядную ширь реки.  И мечтал вологодский крестьянин о том времени, когда "заведутся на берегах Амура пашни и будет место то украшено изобилием...", как он писал впоследствии в Москву и Якутск в своих отчетах о походе.                                                           

Романенко Д. Ерофей ХабаровО Ерофее Павловиче Хабарове написано много, но нет  одинакового мнения  об этом человеке, оценки  его личности очень противоречивы. У одних Хабаров  добрый семьянин, любящий отец своих детей, покровитель казаков, которые пришли с ним на Амур-батюшку. Другие представляют Хабарова покорителем Амура – жестоким конкистадором и грабителем тунгусов, якутов и русских промышленников. Третьи, и их большинство, создают портрет землепроходца как человека доброго и справедливого, но в то же время свирепого и необузданного в своих поступках, решениях и приговорах.  В подтверждение даже даются примеры, которые  приводят читателя в состояние возмущения. Так, в историческом романе Д.И. Романенко "Ерофей Хабаров"(Москва, 1990г.) землепроходец предстает  перед нами человеком довольно жестоким. И доводы Романенко имееют основания, т.к. перед написанием романа он долго изучал в архивах и библиотеках "отписки" и "скаски" того времени. Так, в романе есть эпизод, связанный с судьбой Илейки Жука - “искателя лучшей доли и лучшей воли”. Когда Хабаров хотел посягнуть на честь его возлюбленной Юргалы, Илейка смело загородил ему дорогу: “Кто тронет Юргалу, заплатит мне своей головой!”. Однако Юргала все-таки погибает, брошенная в огонь по приказанию Хабарова…

Леонтьева ЗемлепроходецНо при  этом  Ерофей Павлович, как отмечает Г.А. Леонтьева в своей книге "Землепроходец Ерофей Павлович Хабаров"(Москва, 1991г.), был таков, что куда бы он ни пришел и за какое бы дело ни взялся, всегда и во всем был пионером, первым. Первым из местных жителей распахал пашню и доказал перспективность земледелия на реке Лене, первым нашел соль и организовал ее добычу, перенес в Восточную Сибирь практику самому организовать сельское поселение и стать слободчиком. Автор говорит о том, что жизнь Хабарова была полна самоотверженного труда и героических дел. В центре повествования знаменитый поход землепроходца и его соратников на Амур в 1649-1653г.г., положивший начало заселению русскими людьми Приамурья. Писательница опирается на многие неизвестные архивные документы.

Как считает А. Алексеев в статье "Одиссея Ерофея Хабарова", опубликованной в сборнике "Амур - река подвигов" (Хабаровск, 1970г.), Хабарову не удалось собрать нужного числа людей. В своей челобитной Ерофей Павлович просил у воеводы дать ему на Амур 150 человек, которых соберет за свой счет. Однако только около 70 добровольцев вызвались идти в далекий поход. Но это не задержало Хабарова. Самое главное, на руках у него было разрешение воеводы на совершение Амурской экспедиции. А вот когда в период подготовки похода Хабарову нужны были деньги, воевода их дал в займ под 50 процентов.

Сафронов, Ерофей ХабаровПризнанным биографом Е.П. Хабарова является якутский историк  Ф. Г. Сафронов, который в своих трудах дает наиболее полные сведения о жизни великого землепроходца. В  книге "Ерофей Хабаров" (Хабаровск, 1983г.) он пишет: "Нет, не основал Хабаровск русский крестьянин-землепрходец Е.П. Хабаров, но город и край носят его имя. И это не случайно. Так народная память воздала  должное одному из выдающихся деятелей эпохи великих русских географических открытий". Сафронов очень хорошо отзывается о Ерофее Павловиче, говорит о нем, как о человеке мужественном, целеустремленном и предприимчивом. Царские воеводы и чиновники чинили Хабарову препятствия, обирали дочиста, сажали в темницу, но сломить его им не удалось. По мнению автора, главной целью экспедиции Хабарова на Амур было завести там пашни, чтобы выращивать хлеба для якутского острога.

Об этом же говорит  в своем   историческом романе  “Черные люди” В.Н. Иванов. Вот слова Хабарова из этого романа: “На Илиме реке я тож делаю, что и везде делывал – хлеб пашу, соль варю, промысел промышляю”.

 Хабарова не останавливали никакие беды и лишения. Наш дальневосточный поэт П.С.Комаров в своем творчестве неоднократно обращается к образу Хабарова, в частности, в поэме "Серебряный кубок":

"И там, где дауры князьку Албаза

Дары из тайги приносили,

Построил он крепость - и слух, и глаза

Своей дальнозоркой России"

 А в стихотворении "Сарана" Комаров пишет: "...проносил он,  царям вопреки, нашу русскую славу и честь к дальним плесам великой реки".

Сведения о Хабарове можно найти и в книге В.А. Тураева "И на той Улье реке..." (Хабаровск, 1990г.), посвященной другому русскому первопроходцу Ивану Юрьевичу Москвитину.

Несмотря на разные оценки Хабарова, никто не будет отрицать заслуг этого человека. Результатом его экспедиции является принятие коренными народами русского подданства. В своих походах Хабаров составил "Чертеж реки Амуру" - первую карту приамурской земли, которая впоследствии стала основой для создания карт этих мест другими исследователями. Именно Ерофей Павлович сделал первую попытку начать на Амуре земледелие. А также походы Хабарова послужили толчком к массовому переселению в Приамурье русского населения. За 4 года своего пребывания на Амуре он расширил старые и основал много новых острогов - Албазинский, Кумарский, Ачанский, которые стали крепостями, обороняющими русские владения от  набегов маньчжур.

Поэтому справедливо, что отдавая дань памяти землепроходцу, губернатор Н.Н. Муравьев-Амурский в 1858г.  предложил назвать поселение, основанное солдатами 13-го линейного батальона во главе с капитаном Я.В. Дьяченко, постом Хабаровским.

Нет единого мнения и о датах жизни и смерти Е.П. Хабарова. Считается, что он родился между 1603-1610г.г. Умер Хабаров, как утверждают сибирские краеведы,  в начале февраля 1671г. в возрасте 64–66 лет и  похоронен в ограде Усть-Киренгского Троицкого монастыря.  Дом Хабарова не сохранился, но место это до сих пор в Киренге называют Хабаровским.

А вообще много населенных пунктов приписывают себе место захоронения Ерофея Павловича, но имя его сохранили потомки: самый большой город на Амуре - центр Хабаровского края - называется Хабаровск. Там, где  железная дорога пересекает реку Урку, приток Амура, по которому он выплыл на Амур, стоит станция, носящая название Ерофей Павлович. И если вы поедете поездом Хабаровск - Москва, то обязательно будет остановка на этой станции. Несколько улиц в разных городах названы в  честь Хабарова.

 В 1958г. в связи со столетием Хабаровска на привокзальной площади города был открыт большой памятник Ерофею Павловичу работы скульптора Я.П. Мильчина. Землепроходец  стоит как русский богатырь в лихо заломленной назад казацкой шапке и наброшенной на могучие плечи собольей шубе.

Все перечисленные книги есть в фонде нашей библиотеки.

Наумова Л.В., зав. отделом обслуживания. 

 

Добавить комментарий
Внимание: все комментарии перед публикацией на сайте проходят предварительную модерацию.