В январе, в предверии 78 годовщины снятия блокады и полного освобождения Ленинграда, для школьников был проведен час памяти "Блокада Ленинграда". За более чем 300-летнюю историю у Петербурга было несколько имен, и одно из них Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ беспримерной стойкости и самоотверженности.

План захвата в немецком докладе «О блокаде Ленинграда» был таким: «Сначала мы разрушим город артиллерией и авиацией… Весной мы проникнем в город… вывезем все, что осталось живое в глубь России или возьмём в плен, сравняем Ленинград с землей и предадим район севернее Невы Финляндии».

Самые страшные 872 дня в жизни города начались 8 сентября 1941г. Как и по всей стране, многие жители города в начале войны, не дожидаясь повесток, ушли на фронт добровольцами.

Передовой край обороны Ленинграда проходил всего в четырех километрах от города. И только героизм наших солдат не позволил врагу захватить город.

Оборона Ленинграда сковала руки мощнейшей группировке армий «Север», которая в случае падения города должна была отправиться на Москву. Так что неизвестно как бы дальше сложились события, если бы не героизм ленинградцев.

Страшным бедствием для жителей стали артобстрелы. Ежедневная продолжительность бомбардировки могла достигать 9 часов.

Неумолимо надвигались холода. Остановился транспорт – не было топлива и электричества. Водопровод перемерз. И чтобы набрать воды, нужно было идти к реке, набирать из лунки воду.

 Но и это было не главное.

Когда кольцо блокады замкнулось, внутри него оказалось около 2 877 000 человек, из них 400 тысяч - дети.

Голод – вот что страшнее всего было для людей. Почти единственным продуктом питания стал хлеб. Хлеб распределялся строго по карточкам. И нормы постоянно уменьшались. Две трети населения получали кусочек весом 150г.

Спасаясь от голода люди ели все, что могли найти: столярный клей, вазелин, глицерин, даже кожаные ремни. На территории сгоревших после бомбежки складов горожане собирали комья промерзшей земли, ведь она пропиталась сахаром. Вымачивали и этой чуть сладковатой водой поили детей.

В письмах горожан читаем: «Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь»

 Из записок врача. «Съели всех кошек, всех собак, какие были. Умирали сначала мужчины, потому что мужчины мускулистые, у них мало жира. Люди превращались в каких-то стариков. Элементарная третья степень дистрофии – это не только скелет без мышц (даже сидеть человеку больно) – это  пожираемый желудком мозг. Кого настигал голод, мучился и корчился так же, как и тяжелораненые».

600 000 ленинградцев, которые ныне покоятся на Пискаревском мемориальном кладбище в братских могилах, - это в основном жертвы голода.

Но, несмотря на голод и отчаяние, многие ленинградцы вели себя как настоящие герои. Вот лишь некоторые примеры.

Даниил Иванович Кутюнен – пекарь блокадного Ленинграда. Умер от истощения прямо на рабочем месте, не взяв ни крошки общественного хлеба.

В Ленинградском институте растениеводства хранилась уникальная коллекция семян, собранная академиком Вавиловым.

28 сотрудников института умерли от голода во время блокады, но ни одно зернышко или картофельный клубень не были утеряны.

В Ленинградском зоопарке жила любимица всей детворы бегемотиха Красавица. У нее была своя смотрительница Евдокия Ивановна Дашина. Лишь благодаря ее самоотверженности бегемотиха смогла выжить.

 Дело в том, что кожа бегемота должна быть постоянно смочена. А иначе она покрывается кровавыми трещинами. А зимой 41- ого водопровод перемерз. И Евдокия Ивановна каждый день на санках привозила их Невы большую бочку с водой. Ее грели и поливали бедное животное. Потом мазали камфарной мазью. Красавица дожила до 1951 года и умерла от старости, не заработав ни одной хронической болезни. «Вот она блокадная закалка!» -  говорили ветеринары с восхищением.

Город жил, боролся и трудился. Даже в эти голодные и страшные 872 дня он производил танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли девчонки и мальчишки. Многие из них вставали на специальные подставки, чтобы доставать до станка. Подростки работали в невыносимых условиях: голодные, изможденные, они по 12 – 14 часов в день не выходили из промерзших цехов, внося свой вклад в разгром врага.

Вместе с милиционерами ребята проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры, выявляя больных и умерших и помогая перевозить их в больницы и морги. Наравне с взрослыми дежурили на крышах, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

У мальчишек и девчонок блокадного Ленинграда не было детства, они редко смеялись и быстро взрослели, порой заменяя маленьким братьям и сёстрам умерших от голода родителей.

Из дневника  Юры Рябинина: «Эх, как хочется спать, спать и есть. А что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров – ему захочется чего-нибудь еще…Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, а вот теперь уже об одном хлебе…»

«Боюсь, что и дневник- то мне этот не придется закончить… Уже кто-то другой допишет слово «Смерть». Так и случилось. Юра навсегда остался в Ленинграде.

Дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой известен всему миру. Он стал свидетелем на Нюрнбергском процессе.  Он не длинный этот дневник. «Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра. 1941 год. Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год. Лека умер 17 марта в  часов .утра. 1942 год. Дядя Вася умер 12 апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Леша – 10 мая в 4 дня. 1942 год. Мама 13 мая в 7.30 утра. 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Таню эвакуировали, но спасти не смогли. Её имя стало вечным. Именем Тани названа одна из малых планет.

В библиотеке в единственном экземпляре есть одна из потрясающих книг о детях Ленинграда «Маленькие ленинградцы» В. Карасевой.

 Несмотря на ужасы и лишения, ленинградцы не теряли любви к жизни. Работали школы и библиотеки, действовали театры, проходили концерты.

Грандиозным событием стала премьера «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича. Она была назначена на 9 апреля 1942 года. И это не случайно. Именно в этот день гитлеровцы планировали полный захват города.

Исполнять симфонию должен был Ленинградский симфонический оркестр. Требовалось 80 человек. А было 15. Вызывали с фронта.

Тромбонист пришел из пулеметной роты, альтист сбежал из госпиталя. Флейтиста привезли на санках – у него отнялись ноги. Трубач притопал в валенках, несмотря на весну. Распухшие ноги не влезали в другую обувь. Сам дирижер от голода был похож на собственную тень.

В день премьеры зал филармонии был полон, люди плакали не стесняясь. Великая музыка смогла выразить то, что объединяло их всех – веру в победу, жертвенность и безграничную любовь к городу и Родине.

 На мероприятии ребята смогли послушать небольшой отрывок симфонии, а именно тему фашистского нашествия.

С первых дней блокады единственным спасением для ленинградцев стала «Дорога жизни». Военно-полевая дорога №101. Немцы, зная об этой ниточке, соединявшей Ленинград с Большой землей, постоянно бомбили ее. Мужество людей, работавших там трудно переоценить. Уходили на дно баржи. Под лед уходили грузовики с продовольствием и людьми. Но «Дорога жизни» действовала, давая ленинградцам шанс на жизнь и борьбу.

 Книга Н. Ходзы «Дорога жизни» - фотодокумент страшного времени.

Подвергая город страшнейшим лишениям и пыткам, гитлеровцы рассчитывали пробудить у жителей самые низменные инстинкты. Они надеялись, что изголодавшиеся, мёрзнущие люди ожесточаться, будут вырывать у ближнего кусок хлеба, перестанут работать, и, в конце концов сдадут Ленинград. Но этого не случилось. Блокадники не только все выдержали, но и окрепли морально. В этом сила духа нашего народа, которую не сломить.

В январе 1943 года в ходе операции «Искра» произошло частичное снятие блокады. Но полное снятие удушающего кольца состоялось через год в ходе операции «Январский гром».

27 января 1944 года по радио диктор зачитал приказ Военного Совета Ленинградского фронта о полном освобождении Ленинграда. 8 мая 1965 года городу было присвоено звание «Город - герой». А 27 января в нашей стране объявлен Днем воинской славы.

Из воспоминаний великого советского актера Василия Ланового: «В Европе мне журналисты в лицо говорили: «Что вы в России со своей победой так носитесь. Вот мы уже забыли». Я у них спросил: «Сколько дней ваши страны сопротивлялись Гитлеру?» Молчат. Тогда я продолжил: «Польша была завоевана за 28 дней. За те же 28 дней в Сталинграде немцы смогли захватить всего несколько домов. Дания продержалась ровно день. А вся Европа покорилась за 3 месяца. И освобождать ее пришлось нашим солдатам. И какой ценой! Миллион жизней советских солдат, отданных за освобождение европейцев от фашизма». Но Европа предпочитает об этом забыть».

Наша святая обязанность из поколения в поколение передавать святую правду о  самой страшной войне 20 века, о великом подвиге народа, о мужестве и беззаветном служении Родине.

Хлупина Е.А., зав. детской библиотекой

 

Добавить комментарий
Внимание: все комментарии перед публикацией на сайте проходят предварительную модерацию.